Меню Закрыть

«Любой фандрайзинг — не про деньги, а про отношения»

30 марта прошел вебинар-практикум «Фандрайзинг и экономическая устойчивость».

Как новый кризис влияет на фандрайзинг

Директор департамента фандрайзинга и коммуникаций Российского комитета «Детские деревни — SOS», автор главы «Путеводителя для НКО» Дмитрий Даушев рассказал, в каком состоянии сейчас находится фандрайзинг организации.

«Мы ожидаем потери, которые будут только увеличиваться. Поддержка корпоративных доноров просядет до 30-50%. Также пострадает привлечение новых частных доноров — тех, кого раньше можно было привлекать в социальных сетях. «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен» и «Одноклассники» работают менее эффективно, но другого выбора сейчас нет».

«В любой сложной ситуации наша опора — это текущие доноры. С ними сейчас важно поддержать проективное взаимодействие: написать письма, позвонить, встретиться лично на уровне руководства, напомнить о важности помощи и заручиться их поддержкой, пока они не «срезали» благотворительность из своих бюджетов», — говорит Даушев.

Не менее важно вкладываться в своих сотрудников. Худшее, что можно сделать, — сократить штат, а когда все наладится — снова несколько лет набирать команду.

«Любой фандрайзинг — не про деньги, а про отношения»Как обращаться к бизнесу за поддержкой

Член Ассоциации приемных, многодетных и замещающих семей Курской области Анна Шоренкова задала вопрос, как заинтересовать крупных доноров, если в регионе есть несколько крупных организаций, но сами они «не горят» помогать?

Ключевое здесь, по мнению Дмитрия Даушева, — понимание, что бизнесу необходимо представить продукт с конкретным социальным результатом. Чтобы обратиться к другим за поддержкой, сперва надо самим сформулировать, что вы делаете и как можете изменить общество.

«Просто помогать многодетным семьям, чтобы им немного легче жилось, бизнесу неинтересно. А вот если многодетные семьи объединятся, чтобы организовать классный проект, например городской фестиваль, — такую инициативу хочется поддержать. Именно такой подход привлекателен и для бизнеса, и для местной администрации».

Как наладить долговременный контакт с бизнесом, интересуется и Лидия Злобина из Общественной организации «Синяя птица», помогающей детям с аутизмом в Белгородской области.

По мнению Дмитрия Даушева, любой фандрайзинг и особенно с крупными донорами — это всегда история не про деньги, а про отношения, которые строятся постепенно, с чем согласился Алексей Циммерман — директор АНО «МИР НКО».

В массовом фандрайзинге нужно создавать инструменты, например, сайт и далее «фильтровать» через него людей. При работе с крупными донорами вы выбираете доноров «штучно» и вокруг каждого индивидуально выстраиваете систему отношений, чтобы показать, что у вас есть общие интересы.

Евгения Крюкова, руководитель АНО дополнительного профессионального образования досуга молодёжи «АртИгра», поделилась альтернативными способами достижения экономической стабильности: был представлен опыт организации как мобилизовать внутренние ресурсы  для развития разных видов платных услуг, как расширить линейку социальных услуг. По словам Евгении, открытость организации для общества — главный источник ресурсов.

Как выстроить фандрайзинг с физическими лицами

Руководитель РОО «Мы вместе» Юрий Карапузов привык работать с крупными корпоративными донорами и подтверждает, что бизнесу всегда важен масштаб и массовость проекта — тогда привлечь их к совместной деятельности несложно. При этом нет понимания, какие должны быть шаги, чтобы запустить массовый фандрайзинг.

Первый шаг, по словам Дмитрия Даушева, — определиться, какой у вас «продукт», зачем вы нужны физическим лицам и что эмоционально заставит их пожертвовать свои средства.

Второе — определиться с аудиторией. Возможно, определенные группы или пользователи соцсетей будут более лояльны, чем другие. Продумать логику своего сообщения и обозначить проблему так, чтобы она была понятной для всех, к кому вы обращаетесь.

Третье — браться за те инструменты работы с донорами, которые легче поддерживать, и только потом приращивать новые инструменты. Например, сфокусироваться на сайте или на рассылках. А далее начать работу со своим ближним кругом.

«В кризис почти всегда людей объединяют различные идеи «добра» — в этот момент НКО могут сыграть свою глобальную роль. Мы должны продолжать «сажать цветы». Другими словами, делать свою работу и доносить этот посыл до наших доноров», — уверен Даушев.

Читать подробнее о стратегической сессии по ссылке.