«Добыть» нужную историю из памяти и рассказать о себе так, чтобы с вами захотели сотрудничать, — помогут техники сторителлинга.
Во время практикума участники работали в мини-группах — благодаря специальным вопросам-подсказкам каждый из участников вспомнил нужную историю, а также отработал свой рассказ с помощью простых, но действенных приемов стратегического сторителлинга.
Суть стратегического сторителлинга в том, что можно научиться рассказывать историю не просто про что-то, а для решения конкретной задачи. Например, чтобы больше людей узнали о вашей деятельности и захотели поддержать работу вашей организации.
Тогда какие истории нужно научиться рассказывать сотрудникам НКО? — Те, благодаря которым слушатели — потенциальные партнеры, единомышленники, волонтеры, сотрудники органов власти — смогут ответить себе на вопросы:
- «Почему мне стоит верить, что я могу начать тебе доверять?»
- «Почему мне стоит верить, что ты делаешь что-то действительно полезное?»
- «Почему мне стоит верить, что для тебя действительно важно то, что ты делаешь?»
Именно такие истории формируют доверие и подводят слушателей к необходимому действию — например, к желанию познакомиться с организацией ближе, узнать о проекте больше, начать переговоры о сотрудничестве и так далее. А если такие истории рассказываются, например, на презентации проекта — они помогают сразу же привлечь внимание к рассказчику, открыть презентацию и перейти к обоснованию и шагам по реализации проекта.
Как «добыть» нужную историю из своей памяти?
Можно воспользоваться вопросами-подсказками, например:
- Расскажите о моменте, когда вы почувствовали глубокое удовлетворение в конце рабочего дня, потому что ясно увидели, какие изменения к лучшему происходят благодаря вашей работе.
- Расскажите о случае, после которого вы испытали искреннее чувство гордости за работу вашей команды и подумали: «Вот ради чего мы работаем не покладая рук каждый день!»
- Расскажите о трудности, с которой вы столкнулись и подумали про себя: «Я не могу этого исправить для себя или этого человека, но я постараюсь сделать так, чтобы в будущем меньше людей столкнулись с этой проблемой» — и это стало основой работы вашей организации. Что происходило?
Моменты, которые «всплывут» в памяти, могут показаться маленькими и на первый взгляд незначительными, но масштаб в данном случае не важен — важен тот смысл, который вы вкладываете в это событие. Эти истории рассказывают о том, почему вы делаете то, что делаете и как конкретно своей работой меняете жизнь людей к лучшему — они искренни и надолго запоминаются слушателями, в отличие от общих аргументов и цифр.
Как можно усилить историю?
Важно понять, что все приемы сторителлинга направлены не на «украшательство», а на структурирование истории и на то, чтобы лучше донести нужный вам смысл.
Как найти главный смысл вашей истории? В первую очередь, спросите себя:
- О чем эта история с вашей точки зрения?
- Что эта история сообщает о вас и вашей организации?
- Кому будет важно услышать историю об этом событии?
- К каким действиям побуждает рассказ о произошедшем событии?
Ваша история может подводить ко многим размышлениям, но лучше выбрать один смысл, который вы хотите донести. Например, о том, что организация и сотрудники всегда доводят начатое до конца и на вас можно положиться. Выберите один смысл, который хотите передать, и задайте себе вопрос: «Чем должна кончиться история, чтобы нужный смысл был передан?»
Как озвучить смысл истории
Самое главное — не оценивайте свою историю. Брошенная в конце фраза «вот такая интересная история» не дает слушателям возможность самостоятельно оценить и почувствовать, какой ситуация была для них. Один из вариантов окончания истории — просто возьмите паузу. Таким образом вы даете слушателю возможность самостоятельно не просто сделать вывод, но и задуматься о смысле вашей истории.
Второй рабочий вариант — озвучьте личный вывод, то есть расскажите, что изменилось у вас в голове после описанного события. Пример: «После того случая я окончательно понял, насколько важны те небольшие изменения, ради которых мы трудимся. Мы продолжим делать то, что делаем, даже если сможем увидеть итоговый результат только через несколько лет».
Как работать с эмоциями
Усилить историю можно также с помощью добавления эмоций в рассказ. Золотое правило сторителлинга: «Хорошая история — показывает, что произошло. Отличная история — дает вам почувствовать, что происходило».
Рассказывая историю, можно обозначить эмоции прямо — «я разозлился» или «это был полный восторг!», а можно описать эмоции без слов — сделав фокус на своих телесных ощущениях, ведь эмоции живут в теле. Например:
- Восторг, восхищение — «от этой картины я замерла и на секунду перестала дышать»,
- Злость — «у меня аж зубы заскрипели и кулаки сжимались»,
- Страх — «я словно врос в землю и не мог пошевелиться».
Фото: unsplash.com
Как правильно начать историю
Что можно сказать в начале истории, чтобы заполучить внимание слушателей до самого конца рассказа? Есть отличный прием, который называется «Сразу в бой!». Как его использовать?
Подумайте о начале своей истории. Закройте глаза и вообразите сцену, а затем просто начините ее описывать. Пример: «Я сплю как убитый в своей постели, как вдруг в четыре часа ночи звонит телефон…»
Если вы хотите максимально быстро погрузить слушателей в событие, начните с локации и движения — как в кино. Пример: «Как-то раз я шел по коридору на собрание, где решалась судьба моего проекта…»
Усилить прием можно с использованием настоящего времени. Пример: «Как-то раз я иду по коридору на собрание, где решается судьба моего проекта…»
«Ключ к применению всех приемов — обычная практика. Рассказывайте свои истории коллегам и знакомым — спрашивайте их, как им откликается тот или иной рассказ, собирайте обратную связь, чтобы понять, какие истории западают в душу и почему. Собирайте «сокровищницу» с сильными историями, которыми можно будет потом делиться, рассказать на презентации проекта, оформить в пост в социальной сети или «ввернуть» в разговор во время кофе-брейка с потенциальным инвестором», — говорит Анна Ермягина.
Источник — Агентство социальной информации